Сербские граничары – австрийский аналог казачьих войск


Сербский казак
Сербский граничар – на коне, с трубкой, с пикой, саблей, ружьем, в папахе и штанах в полоску.
 
Выписка из энциклопедии (с небольшими поправками. Синим помечены мои комментарии):
 
Граничары — обобщенное название сербских военных поселенцев Военной границы Священной Римской империи.
 
Граничары были освобождены от большинства государственных повинностей. За это в военное время они были обязаны выставлять определённое количество полков. Необходимое военное снаряжение они приобретали за свой счёт.
 
Как и русские казаки!
 
В XVIII веке граничары составляли треть австрийской армии. В военное время граничары формировали батальоны легкой пехоты, а с 1798 — пехотные полки
 
(примечание: как и черноморские пластуны – пешие кубанские казаки).
 
В период наполеоновских войн они использовались в качестве лёгкой и вспомогательной пехоты для разведывательно-патрульной службы.
 
Примечание: русские казачьи войска тоже традиционно использовались как разведывательные отряды – в дозорах и поисках.
Собственно, слово "Сечь" (Запорожская) ничто иное как английский перевод слова "Поиск" – Search (Сёрч, произносится как Сёч) – поиск.
Поиск – способ разведки, скрытный подход к противнику и внезапное нападение на него (спец.) Поиски разведчиков. (Из словаря Ожегова)
 
С 1805 года 17 полков пограничной пехоты имели в своем составе три полевых и один резервный батальон по четыре роты в каждом. В состав полка также входило артиллерийское (50 канониров и три 3-х фунтовых пушки) и понтонное подразделение.
 
Для сравнения: в 1914 численность Кубанского казачьего войска в мирное время: 11 конных полков и 1 дивизион, 2,5 гвардейские сотни, 6 пластунских батальонов, 5 батарей, 12 команд и 1 сотня милиции. Всего до 19 тыс. человек под ружьем, при казачьем населении Кубани в 1 миллион 300 тысяч человек.
Исходя из этого сравнения, численность сербских переселенцев в Австрии должна исчисляться сотнями тысяч человек.
 
В XVIII веке во время второго Великого переселения сербов, вынужденных покидать родные места под натиском турок, часть граничар переселилась в Россию, где образовались области Новая Сербия и Славяносербия.
 
Речь, скорее всего, о Донецкой области – части Новороссии, граничащей с исторической Областью Войска Донского. Но только ли в Новороссию переселились сербы?
Если верить Русскому архиву (номер уточню), крестьяне внутренних русских областей в 1812 году не понимали языка донских казаков. Один отряд донцов был принят ополченцами за вражескую диверсионную группу и был на грани уничтожения. Никакие убеждения не помогали, потому что донские казаки и русские крестьяне разговаривали на разных языках. Крестьяне даже приняли донской диалект за французский язык. Казаков спасло то что на них оказались православные кресты.
Сербы – самый воинственный южно-славянский народ – исповедуют православие, но их язык действительно сложноват для понимания русским человеком.
 
 
Казак Черногорец
 
Черногорец Тимофей Фёдорович, Кубанский казак
станицы Челбасская, начало 20 в.
 
 

Откуда произошли казаки

Источник фото и текста ниже:
http://fstanitsa.ru/people/serby-i-ikh-potomki-v-kazachikh-voiskakh
 
Сходство югославян (сербов и черногорцев) с казаками издавна замечали многие русские путешественники. Стольник Пётр Андреевич Толстой, направленный Петром Первым в Венецию для изучения морского дела, совершил путешествие по Далмации. 11 июня 1698 г. он пишет в своём путевом дневнике:
 
“Приплыли мы к местечку, которое называется Пераста (Бока Которская), и есть в нём много сербов, которые суть веры греческой. А те сербы живут смежно с турецкими городами и з деревнями. Те сербы люди военные, подобятся во всём донским козакам, говорят все словенским языком. Имеют достаток, домы имеют строения каменного, к московскому народу зело приветны и почитательны. Блиско помяненных мест живут вольные люди, которые называются черногорцы. Те люди веры христианской, языка словенского и есть их немалое число. Никому не служат, временем войну точат с турками, а временем воюются с венетами“ (Венецией? Австрией?).
 
Для сербской и казачьей общин характерны были военизированный быт, совместное обеспечение безопасности, распределение обязанностей, хозяйственная взаимопомощь. В условиях враждебного окружения, частых набегов и военных вторжений это было жизненно необходимо. Ещё более это было выражено у черногорцев. На протяжении всего периода Османского господства самой распространённой формой сопротивления были движения гайдуков и юнаков. Они возникли стихийно, как реакция на религиозный и национальный гнёт, средство самозащиты и мести. Выборное начало, равноправие, решение всех важных вопросов общим собранием дополняют сходство юнаков с казаками. Сербы и черногорцы охотно всего избирали военное поприще, военачальники были высокого мнения об их боевых качествах. Постоянные войны способствовали формированию среди них большой группы профессиональных военных, для которых война стала образом жизни и основным источником существования.
Если юнаки имеют сходство с вольными казаками, то граничары похожи на поселенных казаков Кавказской линии. Граничары (жители военных поселений на турецкой границе, преимущественно сербы и хорваты) были освобождены от большинства государственных повинностей, пользовались самоуправлением и несли службу по охране границы. В военное время они были обязаны выставлять определённое количество полков. Необходимое военное снаряжение граничары, как и казаки приобретали за свой счёт и получали денежное содержание только во время войны. Жили они на пограничной с Турцией территории (Военной Границе), вдоль рек Савы, Тиссы и Дуная, которая называлась Краиной (казачье Поднепровье – Украиной). В 18 веке граничары составляли треть австрийской армии.
 
Первое упоминание о южных славянах в составе казачества относится ко второй половине 16 века. В пятисотенном реестре, составленном 30 марта 1581 года, записан “Марко з Серпской земли”. “В Сичь шли … и сербы, и болгары, и черногорцы, и другие славяне”. Общая православная вера и языковое родство способствовали их быстрой адаптации в казачьей среде. О сербском происхождении говорит значительное количество фамилий с корнем “серб” – Сербин, Сербинов, Сербиненко. Многие получили прозвища от распространённых среди сербов имён: Драган (драгоценный), Стоян, Радко, Жарко, Мирко. У запорожских казаков встречаются южнославянские фамилии: Дукич, Зорич, Радич, Симич и т.п. Заслужившие доверие низового товарищества избирались на самые высокие войсковые должности. Сербин Остап в 1698, 1700 годах был войсковым писарем Войска Запорожского Низового. Во многом этому способствовали боевые качества сербов, знание ими языка, обычаев и военной тактики турок. Запорожская Сечь пополнялось выходцами из южнославянских земель до самой ликвидации в 1775 г. В третьей четверти 18 столетия, т.е. в последний период существования Запорожской Сечи, в ней насчитывалось несколько десятков сербов, о чём свидетельствуют реестры и аттестаты.
 
 
Запорожцы сербского происхождения
 
Курени Запорожского войска (многие из них стали станицами и хуторами Кубанского казачьего войска)
Запорожские казаки этих куреней с фамилией Сербин
 
Батуринский
Сербин Фёдор, полковой есаул
Брюховецкий
Сербин Константин, в 1757 году куренной атаман
 
Сербын Демьян
 
Сербын Демко
 
Сербин Игнат
Васюринский
Сербин Фёдор
Ведмедивский
Сербин Андрей
 
Сербин Ерёма
Деревянковский
Сербин Иван
 
Сербин Грицько
Джерелиевский
Сербин Степан
Донской
Сербин Семён
Дядьковский
Сербин Андрей
Каневский
Сербин Иван
Крыловский
Сербин Василь
Кущевский
Сербин Степан
 
Сербин Степан
Леушковский
Сербин Демко
Мышастовский
Сербин Иван
Нижестеблиевский
Сербин Иван
Пластуновский
Сербин Иван
 
Сербин Максим
Платнировский
Сербин Пилип
 
Сербин Яким
Полтавский
Сербинов Йосип, полковой писарь
Роговский
Сербын Иван
Тимошевский
Сербын Ясько
Титаровский
Сербин Иван
Уманский
Сербин Прокоп
Шкуринский (привет ака Igor’ю Grek’у)
Сербин Евтух
 
Сербин Семён
Название не сохранилось
Сербин Алексей
 
Таблица составлена с использованием документов “Архива Коша Новой Запорожской Сечи” и “Реестра Запорожского Войска” 1756 г.
 
 
На службе у гетманов.
В 17 веке сербы активно участвовали в казацких войнах и занимали заметное место в войске. Одним из достоверных источников считается реестр 1649 г., составленный на основании Зборовского договора. В нём среди прозвищ-фамилий этнонимического происхождения встречается Сербин.
 
Полк
Сотня
казаки
Брацлавский
Чернавская
Сербин Самойло
 
 
Сербиненко Гурин
 
 
Сербиненко Леско
 
 
Сербин Гордий
 
 
Сербиненко Василь
Корсунский
Костенкова
Сербин Криштоп
Кропивнянский
Пирятинская
Сербиненко Ивашко
Нежинский
Кобызская
Сербаленко Васко
Переяславский
Ивана Бабича
Сербин Леско
Уманский
Цибулевская
Сербиненко Карп
Чигиринский
Полковая
Сербиненко Брайко
 
(Из Реестра Войска Запорожского 1649 г.).
 
Сербы были представлены в полковой и даже генеральной старшине. Серб Митко Мигай при гетмане Иване Выговском был генеральным бунчужным. Среди малороссийских дворянских фамилий из числа Генеральной старшины и полковников Войска Запорожского в период Гетманщины (1648-1764) есть несколько родов сербского происхождения. Это Божичи, Дмитрашко-Раичи, Милорадовичи, два рода Сербиных: герба “Лелива” от Ивана Фёдоровича Сербина, полковника лубенского (1672-1674), герба “Лук” от Войцы Сербина, полковника переяславского (1675-1677, 1679-1683), в 1687-1688 гг. генерального есаула. Казачьи роды сербского происхождения были представлены в полковой и генеральной старшине и пользовались влиянием. В Переяславском полку сербы на протяжении целого столетия занимали ключевые должности. Дмитрашко-Раичи, Новаковичи, Сербины, Требинские (Угричичи-Требинские) со второй половины 17 в. составляли старшину полка.
 
В начале 18 столетия сербы вновь занимают заметное место в Малороссийском казачьем войске. После неудачного для России Прутского похода 1711 г. произошло переселение в Россию её союзников, сербов, черногорцев и молдаван. По указу Петра Первого от 31 января 1715 года им отвели земли в Киевской и Азовской губерниях (Левобережная Украина и Слободская). Часть переселенцев поступила на службу в казачьи полки.
 
Петр Первый -- портрет 
Петр 1 (1672 — 1725). Приютил сербов в России, расселил в казачьих областях – на Азове и др.
 
Дмитрий Милютинович был назначен сотником в Седнивскую сотню Черниговского полка. Славуй Требинский так же получил уряд ирклиевского сотника в Переяславском полку. С 1716 по 1753 год эту должность занимали братья Славуй, Алексей и Максим Требинские. Один из организаторов антитурецкого восстания в Герцеговине Михаил Ильич Милорадович стал гадяцким полковником. Вслед за ним в Россию приехали его братья Александр и Гавриил с семьями, которые тоже служили в Гадяцком полку. Коломацкие челобитные 1723 года подписали “Полковникъ гадяцкій Михайло Милорадовичъ, Илия Милорадовичъ, хоружій полковій”. После смерти Михаила Ильича в 1726 году место гадяцкого полковника занял его брат Гавриил. В 1729 году по жалобам полчан и по представлению гетмана Д.Апостола Гавриил Милорадович за злоупотребления был отдан под суд и отставлен от должности.
 
О Великом исходе. Как сербы оказались на чужбине
Великое переселение сербов, также известно как Великий Исход, относится к двум большим миграциям сербов из Османской империи в Габсбургскую монархию (Австрию и Германию), а через них и в Россию.
 
Первое Великое Переселение сербов (по данным википедии)
В период продвижения Турции вглубь Европы и последовавшей австро-турецкой войны 1593— 1606 годов в сербских землях стихийно разгорались восстания с целью сбросить гнёт турецкого ига. Участились восстания крестьян в ряде лесных районов и горных областей полуострова.
 
Печская патриархия, являющаяся оплотом сербского народного самосознания, стала активно искать помощи от христианских государств — противников Турции как основной угрозы исламизации на европейской земле.
 
В ходе неудачной для турок осады Вены и грандиозного разгрома в 1683 году, инициатива оказалась на стороне Австрии, и в 1688 году австрийцы взяли штурмом Белград. Началось стихийное освобождение многих территорий из-под власти Османской империи.
 
Штурм Белграда христианской армией связывали с освобождением Сербии и других православных балканских государств. В 1689 году австрийские войска освободили всю Венгрию, Банат, Срем и Бачку. Затем, воодушевлённые победами, при массовой поддержке балканских славян, стали продвигаться на юг, в Косово, Южную Сербию, Македонию, проникнув даже в западные районы Болгарии. Везде христианское население приветствовало их как своих освободителей.
 
Но эйфория от побед длилась недолго, — уже в 1690 году началось массированное турецкое наступление. Австрийцы из-за начавшейся войны с Францией (?), не смогли выдержать натиск численно превосходящих турецких сил и стали неотвратимо отступать, поначалу из Македонии и Косова, а затем вынуждены были оставить и саму Сербию и Боснию, откатываясь далее на север и запад.
 
Это стало катастрофой для мирного населения, вызвало панику и массовое бегство, многие уходили с австрийцами, другие скрывались в горах, болотах, или уходили в леса, чтобы спастись от турок. Турецкие войска вновь заняли всю Центральную Сербию, — Ниш, Белград, Крагуевац и ряд других городов. Восстановление османского ига сопровождалось тяжёлым разорением страны, грабежами, поборами резнёй, полным запустением хозяйства, торговли и цивилизации.
 
Провал надежд на Освобождение, союз с австрийцами и самое главное — страх перед турецкими злодеяниями, — заставили сербов в массовом порядке покидать свои земли. По призыву печского патриарха Арсения III (Арсеније III Црнојевић) в 1690 году начался массовый исход православного населения с территорий Косова, Южной и Центральной Сербии и его переселение за Дунай, на земли Австрийской Короны. Этот исход получил название Великого переселения сербов.
 
Великое переселение сербов (серб. Велика сеоба Срба) относится к двум связанным миграциям в XVII век и XVIII векам, когда большое число сербов перебралось на север, поселившись в основном в Воеводине, бывшей тогда в составе австрийской Военной границы. В 1690 году в Белграде был проведён церковно-народный Собор, и его представитель, — епископ Исайя Джакович, (Исаија Ђаковић) отправился к австрийскому императору Леопольду I, с Посланием от сербского народа.
 
Император Австрии Леопольд 1 
Леопольд 1, император Австрии (1640 — 1705). Приютил сербов в Австрии, поселил на границе, в военных поселениях
 
В Послании сербы просили предоставить им возможность жить на территории империи, гарантировать права Православной церкви и автономию школ. Император даровал им Устав, по которому сербам было разрешено селиться в Воеводине и гарантировалась их религиозная и культурная автономия, особые привилегии, при условии, что они будут нести службу в австрийской армии и оборонять южные границы Австрии.
 
Отсюда пошло наименование Военная граница, и с тех пор поселенцев-сербов, — стали называть граничары.
 
В ходе миграции около 37 тысяч сербских семей переселились в Австрию, это составляло примерно 185 000 человек. В результате более 360 сербских деревень и городов полностью обезлюдели.
 
Второе Великое Переселение сербов
 
(Примечание: аж два Великих исхода – не многовато для маленького народа? Оба исхода инициировал патриарх по имени Арсений. Не удивлюсь, если одно и то же событие было описано дважды, под разными датами)
 
Период австрийской власти длился в течение двух десятилетий (1718—1739). Но после очередной Австро-турецкой войны 1737—1739, (крайне неудачной для австрийцев, выступавших союзниками России), стороны подписали Белградский мирный договор, Турция вновь получила прежние территории на границах Савы и Дуная, — Северную Сербию, Западную Валахию.
 
С воцарением турецкой власти, с соборов и церквей были сброшены христианские кресты, с вновь отстроенных минаретов стали доносится призывы муэдзинов и Белград вновь, на несколько десятилетий погрузился в ориентализированный стиль жизни, став центром турецкого пашалыка.
 
Восстановление турецкого владычества стало очередным поводом для Второго Великого исхода. В 1740 году опасаясь турецкого коварства и мщения, — множество сербов во главе с самим патриархом Арсением Йовановичем, (Арсеније IV Јовановић Шакабента) снялось с родных мест, и с повозками домашнего скарба, с детьми, на телегах, отправилось в Австрийские владения.
 
Однако второе переселение по своим масштабам, было меньшим, ввиду и без того опустевших земель и депопуляции сербского населения в регионе.
 
В связи с массовыми миграциями сербского населения и опустошения исконных сербских территорий, албанцы, до этого проживающие в горных районах, — спустились вниз, в плодородные опустевшие долины Косово и Метохии. Последнее не только не запрещалось, а наоборот поощрялась турками, так как сами албанцы (в отличие от подавляющего большинства славян), — охотно принимали ислам и поступали на турецкую службу.
 
После великих миграций, этнический сербский центр из старой области Рашка, Старой Сербии, Косово, переместился сначала в Шумадию, а затем и далее на север, — в Воеводину, под защиту Военной границы.
 
Во время переселения и массовой миграции, погибло большое количество сербских переселенцев, — от голода, неустроенности, эпидемий и в результате опустошительных турецких набегов.
 
 
Общий вывод. Я не исключаю, что:
  1. Оба переселения состоялись в одно время, причем в наиболее позднее из двух варантов – в 18 веке или еще позже.
  2. Кто-нибудь из читателей когда-либо слышал хоть что-то об австрийских казаках – граничарах, составлявших треть австрийской армии? Где было все это более чем стотысячное воинство хотя бы во время наполеоновских войн? Донские казаки спасли Россию, а что же воеводинские граничары не спасли Австрию? Куда делись воинские традиции, куда пропали казачьи войска Австрии? Чью историю на самом деле описывают энциклопедии, называя ее историей австрийских граничар?
  3. Исход сербов прямо связан с разгромом Австрии в войне с Францией. Это следует из статьи. Австрия тогда была союзницей России, как в период с конца 18 по начало 19 вв. Союзницей – или чем-то большим, например, союзным государством, с единым экономическим пространством, одним правительством, одними государственными символами (двуглавым орлом)?
 
Дополнительно:
Старо-Хоперский поход. Аналогии с Ветхим заветом
Русские войска участвовали в войне Первой коалиции против французов (см.карикатуру на Екатерину 2).






Другие Загадки XIX века:

11.02.2015
top




Рубрики