Сербские граничары – австрийский аналог казачьих войск
11.02.2015
протоимперия
Сербский граничар – на коне, с трубкой, с пикой, саблей, ружьем, в папахе и штанах в полоску.
Выписка из энциклопедии (с небольшими поправками. Синим помечены мои комментарии):
Граничары — обобщенное название сербских военных поселенцев Военной границы Священной Римской империи.
Граничары были освобождены от большинства государственных повинностей. За это в военное время они были обязаны выставлять определённое количество полков. Необходимое военное снаряжение они приобретали за свой счёт.
Как и русские казаки!
В XVIII веке граничары составляли треть австрийской армии. В военное время граничары формировали батальоны легкой пехоты, а с 1798 — пехотные полки
(примечание: как и черноморские пластуны – пешие кубанские казаки).
В период наполеоновских войн они использовались в качестве лёгкой и вспомогательной пехоты для разведывательно-патрульной службы.
Примечание: русские казачьи войска тоже традиционно использовались как разведывательные отряды – в дозорах и поисках.
Собственно, слово "Сечь" (Запорожская) ничто иное как английский перевод слова "Поиск" – Search (Сёрч, произносится как Сёч) – поиск.
Поиск – способ разведки, скрытный подход к противнику и внезапное нападение на него (спец.) Поиски разведчиков. (Из словаря Ожегова)
С 1805 года 17 полков пограничной пехоты имели в своем составе три полевых и один резервный батальон по четыре роты в каждом. В состав полка также входило артиллерийское (50 канониров и три 3-х фунтовых пушки) и понтонное подразделение.
Для сравнения: в 1914 численность Кубанского казачьего войска в мирное время: 11 конных полков и 1 дивизион, 2,5 гвардейские сотни, 6 пластунских батальонов, 5 батарей, 12 команд и 1 сотня милиции. Всего до 19 тыс. человек под ружьем, при казачьем населении Кубани в 1 миллион 300 тысяч человек.
Исходя из этого сравнения, численность сербских переселенцев в Австрии должна исчисляться сотнями тысяч человек.
В XVIII веке во время второго Великого переселения сербов, вынужденных покидать родные места под натиском турок, часть граничар переселилась в Россию, где образовались области Новая Сербия и Славяносербия.
Речь, скорее всего, о Донецкой области – части Новороссии, граничащей с исторической Областью Войска Донского. Но только ли в Новороссию переселились сербы?
Если верить Русскому архиву (номер уточню), крестьяне внутренних русских областей в 1812 году не понимали языка донских казаков. Один отряд донцов был принят ополченцами за вражескую диверсионную группу и был на грани уничтожения. Никакие убеждения не помогали, потому что донские казаки и русские крестьяне разговаривали на разных языках. Крестьяне даже приняли донской диалект за французский язык. Казаков спасло то что на них оказались православные кресты.
Сербы – самый воинственный южно-славянский народ – исповедуют православие, но их язык действительно сложноват для понимания русским человеком.
Черногорец Тимофей Фёдорович, Кубанский казак
станицы Челбасская, начало 20 в.
Откуда произошли казаки
Источник фото и текста ниже:
http://fstanitsa.ru/people/serby-i-ikh-potomki-v-kazachikh-voiskakh
Сходство югославян (сербов и черногорцев) с казаками издавна замечали многие русские путешественники. Стольник Пётр Андреевич Толстой, направленный Петром Первым в Венецию для изучения морского дела, совершил путешествие по Далмации. 11 июня 1698 г. он пишет в своём путевом дневнике:
“Приплыли мы к местечку, которое называется Пераста (Бока Которская), и есть в нём много сербов, которые суть веры греческой. А те сербы живут смежно с турецкими городами и з деревнями. Те сербы люди военные, подобятся во всём донским козакам, говорят все словенским языком. Имеют достаток, домы имеют строения каменного, к московскому народу зело приветны и почитательны. Блиско помяненных мест живут вольные люди, которые называются черногорцы. Те люди веры христианской, языка словенского и есть их немалое число. Никому не служат, временем войну точат с турками, а временем воюются с венетами“ (Венецией? Австрией?).
Для сербской и казачьей общин характерны были военизированный быт, совместное обеспечение безопасности, распределение обязанностей, хозяйственная взаимопомощь. В условиях враждебного окружения, частых набегов и военных вторжений это было жизненно необходимо. Ещё более это было выражено у черногорцев. На протяжении всего периода Османского господства самой распространённой формой сопротивления были движения гайдуков и юнаков. Они возникли стихийно, как реакция на религиозный и национальный гнёт, средство самозащиты и мести. Выборное начало, равноправие, решение всех важных вопросов общим собранием дополняют сходство юнаков с казаками. Сербы и черногорцы охотно всего избирали военное поприще, военачальники были высокого мнения об их боевых качествах. Постоянные войны способствовали формированию среди них большой группы профессиональных военных, для которых война стала образом жизни и основным источником существования.
Если юнаки имеют сходство с вольными казаками, то граничары похожи на поселенных казаков Кавказской линии. Граничары (жители военных поселений на турецкой границе, преимущественно сербы и хорваты) были освобождены от большинства государственных повинностей, пользовались самоуправлением и несли службу по охране границы. В военное время они были обязаны выставлять определённое количество полков. Необходимое военное снаряжение граничары, как и казаки приобретали за свой счёт и получали денежное содержание только во время войны. Жили они на пограничной с Турцией территории (Военной Границе), вдоль рек Савы, Тиссы и Дуная, которая называлась Краиной (казачье Поднепровье – Украиной). В 18 веке граничары составляли треть австрийской армии.
Первое упоминание о южных славянах в составе казачества относится ко второй половине 16 века. В пятисотенном реестре, составленном 30 марта 1581 года, записан “Марко з Серпской земли”. “В Сичь шли … и сербы, и болгары, и черногорцы, и другие славяне”. Общая православная вера и языковое родство способствовали их быстрой адаптации в казачьей среде. О сербском происхождении говорит значительное количество фамилий с корнем “серб” – Сербин, Сербинов, Сербиненко. Многие получили прозвища от распространённых среди сербов имён: Драган (драгоценный), Стоян, Радко, Жарко, Мирко. У запорожских казаков встречаются южнославянские фамилии: Дукич, Зорич, Радич, Симич и т.п. Заслужившие доверие низового товарищества избирались на самые высокие войсковые должности. Сербин Остап в 1698, 1700 годах был войсковым писарем Войска Запорожского Низового. Во многом этому способствовали боевые качества сербов, знание ими языка, обычаев и военной тактики турок. Запорожская Сечь пополнялось выходцами из южнославянских земель до самой ликвидации в 1775 г. В третьей четверти 18 столетия, т.е. в последний период существования Запорожской Сечи, в ней насчитывалось несколько десятков сербов, о чём свидетельствуют реестры и аттестаты.
Запорожцы сербского происхождения
Курени Запорожского войска (многие из них стали станицами и хуторами Кубанского казачьего войска)
|
Запорожские казаки этих куреней с фамилией Сербин
|
Батуринский
|
Сербин Фёдор, полковой есаул
|
Брюховецкий
|
Сербин Константин, в 1757 году куренной атаман
|
|
Сербын Демьян
|
|
Сербын Демко
|
|
Сербин Игнат
|
Васюринский
|
Сербин Фёдор
|
Ведмедивский
|
Сербин Андрей
|
|
Сербин Ерёма
|
Деревянковский
|
Сербин Иван
|
|
Сербин Грицько
|
Джерелиевский
|
Сербин Степан
|
Донской
|
Сербин Семён
|
Дядьковский
|
Сербин Андрей
|
Каневский
|
Сербин Иван
|
Крыловский
|
Сербин Василь
|
Кущевский
|
Сербин Степан
|
|
Сербин Степан
|
Леушковский
|
Сербин Демко
|
Мышастовский
|
Сербин Иван
|
Нижестеблиевский
|
Сербин Иван
|
Пластуновский
|
Сербин Иван
|
|
Сербин Максим
|
Платнировский
|
Сербин Пилип
|
|
Сербин Яким
|
Полтавский
|
Сербинов Йосип, полковой писарь
|
Роговский
|
Сербын Иван
|
Тимошевский
|
Сербын Ясько
|
Титаровский
|
Сербин Иван
|
Уманский
|
Сербин Прокоп
|
Шкуринский (привет ака Igor’ю Grek’у)
|
Сербин Евтух
|
|
Сербин Семён
|
Название не сохранилось
|
Сербин Алексей
|
Таблица составлена с использованием документов “Архива Коша Новой Запорожской Сечи” и “Реестра Запорожского Войска” 1756 г.
На службе у гетманов.
В 17 веке сербы активно участвовали в казацких войнах и занимали заметное место в войске. Одним из достоверных источников считается реестр 1649 г., составленный на основании Зборовского договора. В нём среди прозвищ-фамилий этнонимического происхождения встречается Сербин.
Полк
|
Сотня
|
казаки
|
Брацлавский
|
Чернавская
|
Сербин Самойло
|
|
|
Сербиненко Гурин
|
|
|
Сербиненко Леско
|
|
|
Сербин Гордий
|
|
|
Сербиненко Василь
|
Корсунский
|
Костенкова
|
Сербин Криштоп
|
Кропивнянский
|
Пирятинская
|
Сербиненко Ивашко
|
Нежинский
|
Кобызская
|
Сербаленко Васко
|
Переяславский
|
Ивана Бабича
|
Сербин Леско
|
Уманский
|
Цибулевская
|
Сербиненко Карп
|
Чигиринский
|
Полковая
|
Сербиненко Брайко
|
(Из Реестра Войска Запорожского 1649 г.).
Сербы были представлены в полковой и даже генеральной старшине. Серб Митко Мигай при гетмане Иване Выговском был генеральным бунчужным. Среди малороссийских дворянских фамилий из числа Генеральной старшины и полковников Войска Запорожского в период Гетманщины (1648-1764) есть несколько родов сербского происхождения. Это Божичи, Дмитрашко-Раичи, Милорадовичи, два рода Сербиных: герба “Лелива” от Ивана Фёдоровича Сербина, полковника лубенского (1672-1674), герба “Лук” от Войцы Сербина, полковника переяславского (1675-1677, 1679-1683), в 1687-1688 гг. генерального есаула. Казачьи роды сербского происхождения были представлены в полковой и генеральной старшине и пользовались влиянием. В Переяславском полку сербы на протяжении целого столетия занимали ключевые должности. Дмитрашко-Раичи, Новаковичи, Сербины, Требинские (Угричичи-Требинские) со второй половины 17 в. составляли старшину полка.
В начале 18 столетия сербы вновь занимают заметное место в Малороссийском казачьем войске. После неудачного для России Прутского похода 1711 г. произошло переселение в Россию её союзников, сербов, черногорцев и молдаван. По указу Петра Первого от 31 января 1715 года им отвели земли в Киевской и Азовской губерниях (Левобережная Украина и Слободская). Часть переселенцев поступила на службу в казачьи полки.
Петр 1 (1672 — 1725). Приютил сербов в России, расселил в казачьих областях – на Азове и др.
Дмитрий Милютинович был назначен сотником в Седнивскую сотню Черниговского полка. Славуй Требинский так же получил уряд ирклиевского сотника в Переяславском полку. С 1716 по 1753 год эту должность занимали братья Славуй, Алексей и Максим Требинские. Один из организаторов антитурецкого восстания в Герцеговине Михаил Ильич Милорадович стал гадяцким полковником. Вслед за ним в Россию приехали его братья Александр и Гавриил с семьями, которые тоже служили в Гадяцком полку. Коломацкие челобитные 1723 года подписали “Полковникъ гадяцкій Михайло Милорадовичъ, Илия Милорадовичъ, хоружій полковій”. После смерти Михаила Ильича в 1726 году место гадяцкого полковника занял его брат Гавриил. В 1729 году по жалобам полчан и по представлению гетмана Д.Апостола Гавриил Милорадович за злоупотребления был отдан под суд и отставлен от должности.
О Великом исходе. Как сербы оказались на чужбине
Великое переселение сербов, также известно как Великий Исход, относится к двум большим миграциям сербов из Османской империи в Габсбургскую монархию (Австрию и Германию), а через них и в Россию.
Первое Великое Переселение сербов (по данным википедии)
В период продвижения Турции вглубь Европы и последовавшей австро-турецкой войны 1593— 1606 годов в сербских землях стихийно разгорались восстания с целью сбросить гнёт турецкого ига. Участились восстания крестьян в ряде лесных районов и горных областей полуострова.
Печская патриархия, являющаяся оплотом сербского народного самосознания, стала активно искать помощи от христианских государств — противников Турции как основной угрозы исламизации на европейской земле.
В ходе неудачной для турок осады Вены и грандиозного разгрома в 1683 году, инициатива оказалась на стороне Австрии, и в 1688 году австрийцы взяли штурмом Белград. Началось стихийное освобождение многих территорий из-под власти Османской империи.
Штурм Белграда христианской армией связывали с освобождением Сербии и других православных балканских государств. В 1689 году австрийские войска освободили всю Венгрию, Банат, Срем и Бачку. Затем, воодушевлённые победами, при массовой поддержке балканских славян, стали продвигаться на юг, в Косово, Южную Сербию, Македонию, проникнув даже в западные районы Болгарии. Везде христианское население приветствовало их как своих освободителей.
Но эйфория от побед длилась недолго, — уже в 1690 году началось массированное турецкое наступление. Австрийцы из-за начавшейся войны с Францией (?), не смогли выдержать натиск численно превосходящих турецких сил и стали неотвратимо отступать, поначалу из Македонии и Косова, а затем вынуждены были оставить и саму Сербию и Боснию, откатываясь далее на север и запад.
Это стало катастрофой для мирного населения, вызвало панику и массовое бегство, многие уходили с австрийцами, другие скрывались в горах, болотах, или уходили в леса, чтобы спастись от турок. Турецкие войска вновь заняли всю Центральную Сербию, — Ниш, Белград, Крагуевац и ряд других городов. Восстановление османского ига сопровождалось тяжёлым разорением страны, грабежами, поборами резнёй, полным запустением хозяйства, торговли и цивилизации.
Провал надежд на Освобождение, союз с австрийцами и самое главное — страх перед турецкими злодеяниями, — заставили сербов в массовом порядке покидать свои земли. По призыву печского патриарха Арсения III (Арсеније III Црнојевић) в 1690 году начался массовый исход православного населения с территорий Косова, Южной и Центральной Сербии и его переселение за Дунай, на земли Австрийской Короны. Этот исход получил название Великого переселения сербов.
Великое переселение сербов (серб. Велика сеоба Срба) относится к двум связанным миграциям в XVII век и XVIII векам, когда большое число сербов перебралось на север, поселившись в основном в Воеводине, бывшей тогда в составе австрийской Военной границы. В 1690 году в Белграде был проведён церковно-народный Собор, и его представитель, — епископ Исайя Джакович, (Исаија Ђаковић) отправился к австрийскому императору Леопольду I, с Посланием от сербского народа.
Леопольд 1, император Австрии (1640 — 1705). Приютил сербов в Австрии, поселил на границе, в военных поселениях
В Послании сербы просили предоставить им возможность жить на территории империи, гарантировать права Православной церкви и автономию школ. Император даровал им Устав, по которому сербам было разрешено селиться в Воеводине и гарантировалась их религиозная и культурная автономия, особые привилегии, при условии, что они будут нести службу в австрийской армии и оборонять южные границы Австрии.
Отсюда пошло наименование Военная граница, и с тех пор поселенцев-сербов, — стали называть граничары.
В ходе миграции около 37 тысяч сербских семей переселились в Австрию, это составляло примерно 185 000 человек. В результате более 360 сербских деревень и городов полностью обезлюдели.
Второе Великое Переселение сербов
(Примечание: аж два Великих исхода – не многовато для маленького народа? Оба исхода инициировал патриарх по имени Арсений. Не удивлюсь, если одно и то же событие было описано дважды, под разными датами)
Период австрийской власти длился в течение двух десятилетий (1718—1739). Но после очередной Австро-турецкой войны 1737—1739, (крайне неудачной для австрийцев, выступавших союзниками России), стороны подписали Белградский мирный договор, Турция вновь получила прежние территории на границах Савы и Дуная, — Северную Сербию, Западную Валахию.
С воцарением турецкой власти, с соборов и церквей были сброшены христианские кресты, с вновь отстроенных минаретов стали доносится призывы муэдзинов и Белград вновь, на несколько десятилетий погрузился в ориентализированный стиль жизни, став центром турецкого пашалыка.
Восстановление турецкого владычества стало очередным поводом для Второго Великого исхода. В 1740 году опасаясь турецкого коварства и мщения, — множество сербов во главе с самим патриархом Арсением Йовановичем, (Арсеније IV Јовановић Шакабента) снялось с родных мест, и с повозками домашнего скарба, с детьми, на телегах, отправилось в Австрийские владения.
Однако второе переселение по своим масштабам, было меньшим, ввиду и без того опустевших земель и депопуляции сербского населения в регионе.
В связи с массовыми миграциями сербского населения и опустошения исконных сербских территорий, албанцы, до этого проживающие в горных районах, — спустились вниз, в плодородные опустевшие долины Косово и Метохии. Последнее не только не запрещалось, а наоборот поощрялась турками, так как сами албанцы (в отличие от подавляющего большинства славян), — охотно принимали ислам и поступали на турецкую службу.
После великих миграций, этнический сербский центр из старой области Рашка, Старой Сербии, Косово, переместился сначала в Шумадию, а затем и далее на север, — в Воеводину, под защиту Военной границы.
Во время переселения и массовой миграции, погибло большое количество сербских переселенцев, — от голода, неустроенности, эпидемий и в результате опустошительных турецких набегов.
Общий вывод. Я не исключаю, что:
- Оба переселения состоялись в одно время, причем в наиболее позднее из двух варантов – в 18 веке или еще позже.
- Кто-нибудь из читателей когда-либо слышал хоть что-то об австрийских казаках – граничарах, составлявших треть австрийской армии? Где было все это более чем стотысячное воинство хотя бы во время наполеоновских войн? Донские казаки спасли Россию, а что же воеводинские граничары не спасли Австрию? Куда делись воинские традиции, куда пропали казачьи войска Австрии? Чью историю на самом деле описывают энциклопедии, называя ее историей австрийских граничар?
- Исход сербов прямо связан с разгромом Австрии в войне с Францией. Это следует из статьи. Австрия тогда была союзницей России, как в период с конца 18 по начало 19 вв. Союзницей – или чем-то большим, например, союзным государством, с единым экономическим пространством, одним правительством, одними государственными символами (двуглавым орлом)?
Дополнительно:
Другие Загадки XIX века:
11.02.2015
top ↑
Рубрики
Подписка
Метки
- Александр I Александр II Екатерина II Николай I Павел I Петр I Петр III Царствование Николая I в копилку война 12-го года германская империя двойники двойники императриц долгожители другое дубли идентификация крымская война 1855 курьезы мистика мифы монархи награды и символы подлоги проколы цензуры протоимперия развитие техники реконструкция сражения статистика теория туризм франко-прусская война 1870 хроно цензура